Человек, о котором здесь пойдёт речь, известен каждому с детства. Ещё бы! Ведь он – самый популярный персонаж русских былин. Уже в ХII веке о нём пели бродячие скоморохи и сказители-гусляры по всей Великой, Малой, Белой, Червонной и Чёрной Руси, и многие столетия он был примером для славных витязей, защищавших наше Отечество от иноземных захватчиков и разбойных набегов диких кочевых орд.
Иногда в былинах его называли Моровлином или Муравлином. Ещё было у него прозвище Чоботок. Возникло оно следующим образом. Однажды на богатыря внезапно напали враги — как раз в тот момент, когда он обувался. Не имея под рукой оружия, он стал отбиваться чоботом (сапогом), еще не надетым на ногу — и положил замертво всех супостатов…
А ещё во многих былинах называют его «казаком» и «атаманом».
Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях нередко поётся о том, что происходило на самом деле – разумеется, в сильно приукрашенном, гиперболизированном виде, с добавлением множества сказочных эпизодов и персонажей. Сегодня — за далью времени — трудно отделить правду от вымысла. Однако Русская Православная Церковь никогда не сомневалась в том, что Илья Муромец – реальный исторический персонаж. Мало того, он был официально канонизирован в 1643 году, и с тех пор его считают святым покровителем русских воинов — всех, кто ныне охраняет покой мирных граждан, как некогда богатыри на рубежных заставах стерегли Русь от вражьих посягательств:
…Под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич млад,
Есаул — Алеша Поповский сын…
Между прочим, Илья Муромец стал героем не только наших былин, но и норвежской «Тидрет-саги», а также германской эпической поэмы «Ортнит», возникших в первой половине XIII века. Правда, там он уже не казак, а представитель княжеского рода Илиас Русский…
Кем же он был на самом деле? И за какие подвиги причислен к лику святых? Да и существовал ли на самом деле этот человек, или он – лишь плод многовекового народного творчества, собирательный образ, воплотивший в себе лучшие черты русских витязей, вся жизнь которых – это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте кратко проследим жизненный путь легендарного воина, казака, а впоследствии, если верить былинам — и атамана всех богатырей Киевской Руси.
По народным преданиям известно, а современные антропологи доказали это и научно, что он родился 5 сентября 1143 года.
По местному преданию, происходил он из рода Гущиных, названных так из-за того, что изба их располагалась в густом лесу. В Карачарове по сей день распространена эта фамилия. На протяжении веков многие Гущины отличались большой силой и крепким здоровьем. В праздники, когда карачаровцы сходились на кулачные бои, мужчин из рода Гущиных к этой забаве не допускали, опасаясь, как бы они ненароком не пришибли кого-нибудь из односельчан. Из-за поразившей с детства болезни позвоночника, Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе «калик перехожих» и властно попросили принести напиться. Именно в этот момент была испытана его вера в милость и помощь Божию, ибо только имеющий великую веру мог усилием воли встать по требованию старцев, а не ответить им раздражительной бранью, обычно порождаемой немощью людей, не любящих Бога.
Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание Илья встал и пошел, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Он пронес богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он бескорыстно и самоотверженно служил до самой смерти.
В некоторых старых изданиях былин указывалось, что под видом калик перехожих к Илье явился Христос с двумя апостолами. Но после Октябрьской революции этот эпизод подвергся изъятию, чтобы дехристианизировать образ Ильи Муромца: для «советского варианта» народных былин Христос оказался ни к чему, вполне достаточно было и нищих старцев…
Исцеленный Илья становится странствующим нищенствующим богатырем, отказавшимся от мирского благополучия. После смерти родителей он все раздает нищим. Его собственность – это доспехи, оружие и богатырский конь. У него нет дома, семьи, жены, детей. Он не заботится о богатстве и славе, не ищет чинов и наград. Как говорят былины, он или путешествует в поисках врагов Русской земли, или отправляется в Константинополь для защиты православных святынь.
На родине Ильи, в окрестностях Мурома, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. В них рассказывалось о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители чтили родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.
Чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал только для доброго дела, для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.
Дальнейшие события в разных былинах описаны по-разному, их последовательность значительно варьируется, поэтому трудно сказать, что происходило раньше, а что позже. А уж отделить реальные эпизоды от сказочных наслоений подчас и вовсе кажется невозможным. Но – дорогу осилит идущий, и мы отправляемся вслед за легендарным казаком Древней Руси в стольный Киев, к князю Владимиру Красно Солнышко…
Приняв Илью Муромца, князь одобрил его желание охранять Русь от недругов – и сказал ему:
– Ай тебе-то, доброй молодец, да воля вольная,
Воля вольная тебе да путь широкая!
Поезжай-ко во четыре во все стороны,
Поезжай-ко ты ведь с Богом во чисто полё,
Находи-ко ты могучиих богатырей;
Приезжай ко мне и с поля на почетен пир.
Уж те быть надо всеми во поли над богатырьми,
Надо всеми-то быть да атаманами,
Распорядителём быть, ты Илья Муромец,
Казаком ты над има, да сын Иванович…
И собрал Илья Муромец лучших богатырей: Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Дуная Ивановича, Самсона Сильного, Чурила Плёнковича, Ивана Заолешанина, Пересьмяку с племянником — со всеми «побратался крестами золотыми», и стали они крестовыми братьями. После этого «надо всеми он был да атаман большой»…
С тех пор началась подвижническая жизнь Ильи Муромца. В чистом поле, в лесах дремучих и на порубежных заставах земли русской встречал он врагов и неизменно побеждал их. Отправлялся в Царьград, чтоб избавить единоверного царя Константина от Идолища поганого; плавал на Соколе-корабле по морю Хвалынскому (Каспийскому), двенадцать лет не приставая к берегу; путешествовал «в Индею богатую» и «в Карелу проклятую», по дороге расправляясь с разбойниками…
В сюжетах неоднократно описываются его победы над татарами, в том числе и над Калиным-царём. Но, вероятнее всего, татары здесь – образ собирательный, под ними могут подразумеваться любые степняки, ибо татаро-монгольское нашествие случилось значительно позже, чем возникли первые былины об Илье Муромце. А вот хазар бивали и князь Владимир, отвоевавший у них Тмутаракань, и его сын Мстислав Храбрый. Тут Илья Муромец никак не мог остаться в стороне.
Обстоятельства смерти Ильи Муромца весьма туманны. Былины на сей счёт представляют много разных версий: в одной он уплывает куда-то вместе с Добрыней на Соколе Корабле, чтобы никогда уже не возвратиться; в другой — живой ложится в гроб; в третьей – каменеет вместе с другими богатырями; в четвёртой — уходит в монахи и после смерти становится святым…
Последняя версия оспаривалась многими учёными, хотя издавна любой, побывавший в Киеве, мог увидеть мощи Ильи Муромца, находящиеся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первое упоминание о них содержится в «Путевых заметках» посланника римского императора Эриха Ласотты. В 1594 году он писал, что в Антониевой пещере видел «великана и богатыря, названного Чоботком». Правда, Ласотта не знал, что такое прозвище было у Ильи Муромца.
Много позже, в 1701 году, Антониеву пещеру посетил паломник Леонтий: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым, — записал он, — ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением»…
О преподобном Илье, покоящемся ныне в лавре, известно, что после завершения воинской карьеры он решил окончить свои дни иноком и принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерской лавре). Подобные примеры известны из нашей истории: так же поступили Александр Невский и русские богатыри Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом Сергия Радонежского, а затем геройски погибшие на Куликовом поле…
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромского приходился на время игуменства преподобного Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182 гг.), и под началом этого же великого подвижника происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преподобный Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преподобный Илия.
В книгах лавры записано упоминавшееся посланником Ласоттой прозвище угодника божьего Ильи Печерского — Илья Чобитко. Он обладал весьма внушительной комплекцией, а его рост — 180 сантиметров – по тем временам являлся поистине богатырским. На его останках сохранились следы многих ранений и переломов рёбер. Отсутствуют обе ступни ног. Кроме глубокой раны на левой руке, имеется значительное повреждение в левой области груди: по всей видимости, монах прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
Илия Муромский преставился на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.
В документальном источнике имя Илии Муромского впервые упомянуто в 1574 году.
Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Илии — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная в середине XVII века. Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Илии, которым он поклонялся в 1701 году: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая изображена крестным знамением».
По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II попечительский совет по воссозданию Муромского Спасо-Преображенского монастыря осуществил проект воссоздания облика преподобного Илии Муромского на момент его кончины.
Почти до конца XX века некоторые исследователи ставили под сомнение возможность того, что преподобный Илья Печерский и былинный атаман Илья Муромец – это один и тот же человек. А в 1988 году Минздравом УССР была проведена официальная экспертиза мощей святого Илии с применением самой современной японской аппаратуры. Выяснилось, что возраст покойного – от 40 до 55 лет. Обнаружены дефекты позвоночника, позволяющие утверждать, что в юности он страдал параличом конечностей. Приблизительно установлена дата гибели: XI или XII век. Её причина – ранение в сердце.
Не оставляет сомнений, что преподобный Илья встретил свою смерть в бою, защищая Киев от очередных ворогов, каких в нашей истории были тьмы и тьмы…
С тех пор стали слагать на Руси песни о подвигах Ильи Муромца, посвятившего жизнь бескорыстному служению родному народу. Ещё в самом начале своего героического пути говорил он:
Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей…
Так жил и так погиб великий богатырь – сражаясь за свободу родного народа и за его святыни…
Ныне ковчежец с частицей его мощей, как одну из самых дорогих реликвий, хранит Кубанское казачье войско. Кроме того, частицы мощей преподобного Ильи Муромца переданы священнослужителями Киево-Печерской лавры в дар собору святителя Дмитрия Ростовского в Ростове-на-Дону. Подобные же святыни хранятся и во многих других храмах русской земли. В нашем городе Хабаровске, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, что на площади Славы, в большом ковчеге с частицами мощей Киево-Печерских преподобных тоже хранится частица мощей преподобного Илии Муромца и казаки Уссурийского казачьего войска также имеют возможность прикладываться к этой великой казачьей святыне.