Казак без веры - не казак!

Казаки всегда верили в Бога и оставались верными чадами Православной Церкви. Они были глубоко верующими людьми,  ведь иначе и быть не могло! Вся их жизнь проходила в суровых походах и ожесточенных боях, балансировала на самой грани, между жизнью и смертью. Эти мужественные люди лучше всех прочих чувствовали всей своей душой не только скоротечность жизни, но и понимали, что за смертным порогом их ждет вечность с Богом, и поэтому в своей службе всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,1З). Одна из казачьих заповедей гласит -  "Погибай, а товарища выручай!" Этот казачий принцип  и есть исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему.

 

На протяжении всей своей истории существования, казаки жизнью и подвигами подтверждали верность этой истине, а в своих молитвах они просили у Бога защиты и победы над врагами. И Господь отзывался на их искренний призыв! И за их глубокую, искреннюю веру Он отводил им важнейшую роль на протяжении всей истории Российского государства.

Издавна казаки именовали себя защитниками веры православной, «лыцарями Христовыми». Так, на просторечный манер, они произвосили слово "рыцарь". А кто такой рыцарь? Это защитник. Так и казаки считают себя защитниками православной веры. Хранителями Церкви Православной.

 

Как казаки стали защитниками православия?

 

В 1596 году на Юго-Западной Руси над Православной Церковью нависла беда. В городе Бресте предатели Церкви заключили так называемую Брест-Литовскую Унию. Они хотели подчинить Православную Церковь Папе Римскому. Произошла попытка захвата Римом Православной Церкви. Предатели Церковные подписали соглашение с представителями Рима о том, что храмы православные в этом регионе переходят во власть Папы Римского.

 

В то время территория Юго-Западной Руси не входила в состав Русского Государства. В Московской Руси правил православный  царь. Со своими войсками он надёжно охранял православие и тут враги Церкви ничего не могли сделать православным христианам, они не могли силой заставить их отречься от веры. А Юго-Западная Русь была лишена этой защиты. Её территории находились под влиянием Польского государства Речи Посполитой. Король этого государства Сигизмунд Третий и правящие верхи Речи Посполитой поддерживали Унию. Силою они заставляли православных христиан отдавать храмы, избивали православных священников и епископов, гнали и разоряли Церковь Христову.

 

Всё это поставило под угрозу православное христианство в Юго-Западной Руси. Но там - в Запорожье, за порогами реки Днепр, жило лихое и славное племя запорожских казаков. Живя в постоянных битвах и сражениях, казаки как никто другой, возлагали всё своё упование на Бога. Они должны были быть готовы в любой момент встретить смерть в бою и предстать пред Богом. Поэтому, они ревностно хранили православную веру, исповедовали себя православными христианами.

 Увидев, что православное христианство подвергается гонениям, казаки взяли под свою защиту Церковь, духовенство и всех православных христиан.

 

Силою своего оружия, казаки спасли Церковь. Когда на Юго-Западной Руси почти не отсталось православных епископов, запорожские казаки оказали военную поддержку иерусалимскому Патриарху Феофану Третьему. При поддержке Запорожских казаков, Патриарх Феофан Третий, прибыл из Иерусалима в Киев и рукоположил нового митрополита Киевского Иова Борецкого, который до этого был игуменом Михайловского монастыря, и ещё есть других епископов. Таким образом Церковь православная в Киевской митрополии укрепилась, а казаки взяли её под свою особую защиту и покровительство.

 С тех пор казачество ощущает себя как воинство Христово. Казак помнит дорогу в храм, на праздники, по справе приходит в дом Божий, Круги у казаков проходят с присутствием православного священника и начинаются с молитвы. Вера занимает важное место в жизни казака.

 

Прошли многие годы, но казаки по сию пору помнят, что они - Защитники веры Христовой. В знак этого казакам - единственным людям - разрешено входить в храм с оружием - с шашкой. Вообще, в храм Божий оружие не вносится, ибо храм не место для войны, и лишь казакам дозволяется ходить на богослужение при шашке.

 

Во время чтения в храме Святого Евангелия, казаки приобнажают шашку в знак того, что они являются защитниками веры православной. По окончании чтения Евангелия, казаки убирают шашку в ножны.

 

На православные праздники - такие как Пасха, Рождество, Успение Пресвятой Богородицы и другие казаки ходят в православные храмы. Здесь они молятся, а заодно и следят за порядком, чтобы никакой хулиган не нарушил торжественного и прекрасного православного богослужения.

 

Вера казаков имеет своё внешнее выражение. Почти все казачьи награды имеют форму креста - главного символа православных христиан, или содержат изображение Креста.

 

На казачьих знамёнах, с давних пор изображали лик Христа. Такую икону называют "Спас Нерукотворный". Согласно преданию, во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос вытер лицо Своё платом и на этом плате чудесным образом проявился Его лик. Со знамёнами со Спасом Нерукотворным ходили казаки в бой.

 

Также казаки высоко почитают Божию Матерь. Особо любим казаками праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот праздник вспоминаются события случившиеся в одном городе. Когда враги нападали на этот город, а воины защищали его, мирные граждане молились в храме и тогда в храме в воздухе над людьми явилась Сама Пресвятая Богородица Мария. Она сняла со Своей головы Покров и простёрла над молящимися в знак Своего покровительства. Враги были побеждены. Считается, что Покров Царицы Небесной простирается над всеми православными христианами, и казаки особо чтут этот праздник. На Покров извавна играли свадьбы, заводили новые семьи.

 

Участвуют казаки и в Крестных ходах, когда с молитвами и церковными песнопениями люди несут иконы, церковные знамёна - хоругви и кресты. Крестные хода бывают вокруг храма, вокруг района, вокруг города. Так у нас в Хабаровске каждый год летом совершается такой крестный ход. В течении четырех дней люди идут по загородним дорогам с молитвою, окружая краевую столицу молитвенным кольцом. Казаки считают за честь принять участие в Крестных ходах, нести Крест, иконы, хоругви.

Вера в Бога у казаков наложила свой отпечаток даже на традиционное казачье приветствие. Встречаясь утром, один казак приветствует другого вопросам "Здорово ночевал?", днём, это приветствие звучит как "Здорово дневал?" есть и универсальный вариант, подходящий для любого времени суток: "Здорово живёшь?", или "Здоровеньки булы?" В ответ на любое из этих приветствией другой казак всегда отвечает: "Слава Богу!" Вот так славят Бога казаки всякий раз, здороваясь друг с другом.

В казачьей среде самый главный принцип формулировался так: «казак без Веры – не казак». Добровольное служение, готовность защитить родную веру и Отечество до отречения от себя, до самопожертвования — эти чувства были характерными для казаков всех веков, без них нельзя по-настоящему назвать себя казаком.

 

Сегодня перед уссурийским казачеством вновь открывается возможность ревностно служить Родине и вере. Уссурийское казачество возраждается. А возрождение его должно начаться с возрождения каждым его собственной души, чтобы главным украшением и светочем казака была вера и молитва и воины Христовы - казаки могли бы с честью вновь произнести девиз благочестивого российского казачества: «Слава Богу, что мы казаки!».